Философия физики С. Илларионова

В 1984 г. Институт философии АН СССР выпустил большой сборник статей разных авторов «Теория познания и современная физика». Моё внимание особенно привлекла одна из них — «Проблема реальности в современной физике» Сергея Владимировича Илларионова (1938—2000). Он физик по образованию, окончил физтех, там же и работал — сначала на кафедре электроники, а в 72 г. перешёл на кафедру философии, стал известным методологом науки. 

Меня со студенческих лет волновал, так сказать, философский смысл преобразования Фурье, и вот наконец попалась работа, где эта проблема обсуждалась. Ещё лорд Кельвин писал (1867): «Метод Фурье не только представляет собой один из самых изящных результатов математического анализа, но и даёт нам незаменимый инструмент в изучении наиболее трудных вопросов современной физики».

В 30-х годах прошлого века, как указал Илларионов, в связи развитием радиотехники возник вопрос: реальны ли фурье-компоненты сигнала или они только формальный результат математического преобразования? С новой силой подобные дискуссии разгорелись в квантовой механике, одно из ключевых положений которой состоит в том, что в микромире пространственно-временные и импульсно-энергетические представления не независимы (как в классической физике), а связаны преобразованием Фурье; из него сразу выводится принцип неопределённости. 

Автор обсуждал также теорию «химического резонанса» и  квантовую теорию поля — с точки зрения реальности «резонансных» молекулярных структур и виртуальных частиц. Именно его рассмотрение навело меня на мысль, что в этих явлениях проявляет себя один и тот же общий принцип, который я изложил в статье «Субквантовая чехарда» (ХиЖ, 2005, № 9): <Чехарда>.

В 2007 г. вышла книга: «С.В. Илларионов. Теория познания и философия науки» (М.: РОССПЭН), в которой собраны его статьи и лекции, читанные аспирантам, а в приложении отражены его разнообразные гуманитарные интересы. Кроме того, помещены несколько статей о самом Илларионове; он, что называется, был мыслитель от Бога — по складу ума, характеру, пренебрежению личными благами.

Оставить комментарий.