Трактат о «Гамлете» Л.С. Выготского

ВыготскийВ 1968 г. вышло 2-е издание большой книги «Психология искусства» (М.: Искусство), в которую вошли работы выдающегося советского учёного — его называли Моцартом психологии — Льва Семёновича Выготского (1896—1934). Этот обширный труд был им закончен в 1925 г., а впервые опубликован лишь в 1965-м — через три десятилетия после кончины автора от туберкулёза (ему было всего 37). Во 2-м издании имеется приложение — трактат «ТРАГЕДИЯ О ГАМЛЕТЕ, ПРИНЦЕ ДАТСКОМ, У. ШЕКСПИРА», который Выготский, будучи студентом, написал в 1916 г. и представил в ВыготскийКнкачестве дипломной работы. 

Наверное, нельзя сказать, что он сделал в ней какие-то большие конкретные открытия. Да и сам автор пишет в конце (с. 491): «Мы закончили обзор «Гамлета». И эта трагедия осталась для нас загадкой в конце обзора ещё большей, чем в начале его». Но он заострил внимание на многих важных вопросах и противоречиях знаменитой пьесы, причём изложил свои размышления в прекрасном литературном стиле.

Как и многие другие авторы, он уделил значительное внимание загадке медлительности, нерешительности Гамлета в свершении мести, то есть убийстве Клавдия. Но ведь сразу возникает вопрос, который почему-то рассматривают очень редко: а каковы были бы последствия этого убийства для принца, близких ему людей, всей Дании? Выготский тоже обошёл эту контроверзу, но в любом случае его эссе даёт богатую пищу для ума читателя. 

Кстати, как заметил Ю.М. Лотман, «Гамлет» содержит для нас бОльшую информацию, чем для современников Шекспира: он соотносится со всем последующим культурным и историческим опытом человечества».