В 1964 г. на экраны вышел двухсерийный чёрно-белый фильм «Гамлет» советского режиссера Григория Козинцева с Иннокентием Смоктуновским в главной роли. Он считается одной из лучших экранизаций знаменитой трагедии Шекспира.
Для создания фильма необходимо было найти хорошо сохранившийся «нордический» замок эпохи раннего Средневековья, но, увы, такового в СССР не оказалось. И тогда в Эстонии близ посёлка Кейла-Йоа, где есть красивый берег со скалистым обрывом, декораторы за полгода возвели с нуля свой макет Эльсинора. В основу конструкции легли металлические ящики (для бутылок молока), которые набивали тканью и заливали бетоном, а также фанера и мешковина.
Там происходили основные натурные съёмки (сейчас скала в Кейла-Йоа стала туристической достопримечательностью под названием «Мыс Гамлета»). Для съёмок интерьеров в павильонах «Ленфильма» были выстроены декорации, изображающие Гобеленный и Белый залы Эльсинора.
В первых и последних кадрах фильма тень в море — от замка «Ласточкино гнездо» в Крыму. Также в Крыму ставился и монолог Гамлета «Быть или не быть». А нагнетавшие нужную атмосферу тучи и мощные волны специально ездили снимать на Баренцево море.
Я смотрел фильм, будучи ещё школьником, и, кажется, мало что понял. Да, «Гамлета» нужно сначала прочитать. Кстати, польский писатель Генрих Сенкевич заметил (Собр. соч. в 9-ти томах, т.6-7, 1985, с. 126):
Гамлет — это душа человеческая в прошлом, настоящем и будущем. По-моему, в этой трагедии Шекспир перешёл все границы, существующие даже для гения. Гомер или Данте мне понятны на фоне их эпохи. Я понимаю, как они могли создать то, что ими создано. Но каким образом англичанин Шекспир мог в семнадцатом веке предвидеть все психозы, порождённые веком девятнадцатым, — это навсегда останется для меня загадкой.