Как я указал в предыдущей записи, в 94-м посетил симпозиум по ХЯС, о котором поместил краткий отчёт в «Новостях науки» июльского номера ХиЖ того же года. Возможно, теперь он представляет некоторый исторический интерес, поэтому воспроизвожу его:
* НОВОСТИ НАУКИ * НОВОСТИ НАУКИ * НОВОСТИ НАУКИ *
На Международном симпозиуме «Холодный ядерный синтез и новые источники энергии»
Минск, Беларусь, 24-26 мая 1994
Симпозиум собрал около ста участников из Беларуси, России, Украины и семи стран дальнего зарубежья, заслушавших примерно 60 докладов и кратких сообщений. Хотя ажиотаж, вызванный сенсационным заявлением М. Флейшмана и С. Понса в марте 1989 года о «холодном ядерном синтезе» (ХЯС), сейчас спал, несколько сотен исследователей продолжают интенсивно изучать аномальные явления, наблюдаемые при насыщении кристаллических решеток металлов изотопами водорода. К сожалению, воспроизводимость результатов пока оставляет желать лучшего. Да и добиться ее в принципе невероятно сложно: нужно обеспечить полную идентичность образцов (сразу по многим параметрам), одинаковую методику и чувствительность измерительной аппаратуры; кроме того, не всегда экспериментаторы до конца раскрывают свои ноу-хау.
Тем не менее расширяется круг используемых методов и объектов исследования.
А.Г. Липсон (ИФХ РАН) рассказал о регистрации вспышек нейтронного излучения и образовании трития при термоциклировании (многократном переходе через точку фазового перехода) высокотемпературной сверхпроводящей керамики Y-Ba-Cu-O, электрохимически насыщенной дейтерием. (Собравшиеся почтили память одного из авторов этой работы, первооткрывателя ХЯС при механическом разрушении дейтерированных образцов академика Б.В. Дерягина, скончавшегося за несколько дней до начала симпозиума.) Ранее эти же исследователи обнаружили признаки ХЯС при фазовых переходах дейтерированного сегнетоэлектрика (см. «Химию и жизнь», 1993, № 8), что теперь подтвердили в МГУ (доклад Р.Н. Кузьмина).
В.Д. Дугар-Жабон (Университет дружбы народов) сообщил, что когда такой сегнетоэлектрик они помещали в переменное электрическое поле (при комнатной температуре), то фиксировали поток нейтронов.
Я.Б. Скуратник (НИФХИ им. Карпова) доложил, что они помещали электроды из молибдена, вольфрама, ниобия в атмосферу дейтерия и пропускали через газ тлеющий разряд. Найдены условия, при которых наблюдается значительный выход трития.
Ж. Дюфо (Франция) применял искровой разряд (в атмосфере дейтерия или водорода); если хотя бы один из электродов был сделан из металла, способного образовывать металлогидрид, то наблюдалось непрерывное (десятки и сотни часов) избыточное энерговыделение.
Т. Превенслик (США) предложил поместить тяжелую воду в сферическую емкость и облучать ее со всех сторон ультразвуком и одновременно — ультрафиолетом. В этих условиях, по его мнению, может происходить слияние ядер дейтерия.
Для объяснения этих и других подобных явлений предложены различные теоретические модели, в том числе и весьма экзотичные.
Ю.Н. Бажутов (МГУ) развивает гипотезу о существовании стабильной тяжёлой частицы («эрзиона»), облегчающей слияние ядер (правда, найти ее пока не удалось).
Л.Г. Сапогин (МАДИ) разрабатывает свой вариант квантовой механики, который, как он утверждает, позволил ему заранее предсказать возможность ХЯС.
А.Г. Липсон считает, что подводимая к дейтерированному образцу энергия может запасаться кристаллической решеткой, а затем перераспределяться так, что образуются отдельные сильно ускоренные ядра, способные к синтезу. Однако эти ядерные реакции не могут быть ответственны за значительные тепловые эффекты, природа которых, по его мнению, уже другая — химическая.
П. Глюк (Румыния) полагает, что у ХЯС много общего с гетерогенным катализом.
В.А. Филимонов (Беларусь) продолжает разрабатывать «синергетическую модель активации» (см. «Химию и жизнь», 1992, № 11). Он видит аналогию ХЯС со сверхбыстрыми криохимическими реакциями, сопровождающимися выделением энергии.
Можно ожидать, что в недалеком будущем накопленный массив опытных данных и идей достигнет того критического уровня, когда в запутанной проблеме ХЯС произойдет «фазовый переход» — отделение зерен от плевел. Но уже сейчас ясно, что эти работы способствуют прогрессу физики и химии твердого тела.