Сергей Юрский в роли Генриха IV

В прошлом месяце не стало замечательного актёра и режиссёра Сергея Юрьевича Юрского (1935—2019). У меня есть его маленькая книжечка «Кто держит паузу» (Л-д: Искусство, 1977), и там несколько страниц он посвятил своей работе над ролью Генриха IV (на фото) в одноимённой хронике Шекспира (постановка Г.А. Товстоногова 1969 г., то есть полвека назад). Он, в частности, размышлял о монологах (с. 72):

Как читать монолог? В старом театре такая проблема не возникала — монолог надо читать хорошо, то есть громко, красиво, с чувством и желательно с нарастающей мощью, вызывающей аплодисменты на последней строке. В современном театре монолог непривычен актёру. Исходя из общего замысла постановщика монолог либо психологизируется, то есть ищутся жизненные, бытовые оправдания, почему человек говорит, когда в комнате кроме него никого нет <…> либо говорит монолог прямо в глаза зрителям, растолковывая его идею, превращая монолог в своего рода зонг, в отступление от действия.

Исходя из структуры нашего спектакля (подчёркнутая условность — подмостки вынесены в зал, зрители сидят с трёх сторон сценической площадки), я играл монологи скорее в старом театральном стиле: не мысли вслух, а драматическая речь. Но, как актёр, воспитанный в школе психологического театра, я искал оправданий этой речи. <…>