Пьеса М. Жижмора о Шекспире

Как мы говорили, Макс Жижмор написал пьесу: «Шекспир (маска Ретлэнда)». Трагедия. Вступительная статья А.А. Смирнова. Л.—М.: Гос. изд-во худ. лит., 1932.

ЖижморШекспир

Она посвящена шекспировской проблеме, которая в то время ещё могла в стране обсуждаться. Жижмор полагал, что истинный Шекспир — это граф Рэтленд. В 1924 г. вышла книга «Шекспир — Ретлэнд: Трехвековая конспиративная тайна истории» Ф.П. Шипулинского (1876—1942) — сценариста, актёра, историка и теоретика кинематографа, в которой он подробно осветил рэтлендианскую версию. Как известно, её придерживались у нас нарком просвещения А.В. Луначарский (см. у меня в блоге: <ЛуначарскШекспир>), а также влиятельный искусствовед В.М. Фриче (1870—1929), выпустивший в 1926 г. небольшую книгу «Вильям Шекспир» и незадолго до смерти ставший академиком (см. у меня: <ФричеШекспир>).

В своём обширном предисловии известный литературовед А.А. Смирнов, выражая официальную точку зрения, обрушился с резкой критикой на «антишекспиристов» (я писал об этом: <СмирновШекспир>); много внимания он уделил разбору «ошибок» Фриче. Смирнов отметил, что в пьесе Жижмора не отражена «общественная среда», поэтому она не более, чем драматизированная биография. И сделал вывод: «Лишь с этими существеннейшими ограничениями мы можем признать художественную ценность предлагаемой пьесы».

Нарисованная Жижмором картина имевших место событий вкратце такова. Группа «прогрессивных» дворян (вроде наших декабристов), в которую входят графы Эссекс, Саутгемптон, Рэтленд и др., противостоит «реакционному монархическому режиму» королевы Елизаветы, которую они все ненавидят, называют «рыжей кошкой»; отрицательно они относятся и к Ф. Бэкону, как верной её опоре.

Спектакль начинается с того, что в августе 1600 г. написанную драматургом Роджером Мэннерсом графом Рэтлендом историческую пьесу «Ричард II» поставили в театре «Глобус». Эссекс и его друзья понимают, что антимонархический подтекст пьесы вызовет подозрение в заговоре, и тогда им всем несдобровать. А в «Глобусе» был актёр по фамилии Шекспир (он браконьер, откупщик и ростовщик; на него работают несколько человек, следящих за лошадьми зрителей), который за деньги готов на всё. Ему-то они и решают приписать авторство крамольной пьесы, ведь тогда королева будет спокойна: понятно, что автор-актёр ничего против власти не замышлял. Так подкупленный человек из Стратфорда в 1600 г. стал драматургом Шекспиром.

Особенность пьесы в том, что большое значение автор придал отношениям графа Рэтленда со своим родственником Эдвардом Рэтлендом (Жижмор называет его двоюродным братом Роджера). Этот братец резко осуждает оппозиционную деятельность графа, как позорящую весь их род. Показан мятеж 1601 года, и говорится, что Рэтленда спас от тюрьмы отец Эдварда, взяв на поруки в свой замок Эффингтон (потом Эдвард напомнит Роджеру об этом).

Заканчивается представление такой сценой: в июне 1612-го к живущему в Кембридже Эдварду Рэтленду заезжают по дороге в свой замок граф Рэтленд со своей супругой. Вспыхивает старая вражда, а у Эдварда есть имущественный интерес избавиться от родственника (будто бы в юности они по дружбе обменялись завещаниями, потом Роджер вернул Эдварду его, а тот нет: сказал, что уничтожил, а на самом деле сохранил). И Эдвард убивает Роджера и Елизавету, выдавая их смерть за самоубийство «в припадке безумия». 

(А ранее Эдвард сказал жене, что хотел его убить ещё в 1601 г., после суда над мятежниками. Видимо, этот родственник надеялся, что граф будет казнён, а так как родные младшие братья Роджера тоже участвовали в мятеже, то титул и собственность перейдут к нему. Но не получилось. А потом королева умерла, и новый монарх снял все санкции с графа — Эдварду было отчего прийти в отчаяние.)