Прототипы шекспировских героев

В журнале «Культура и цивилизация» (2017. Том 7. № 2А) встретил статью «Возможность наличия прототипа у Горацио в пьесе Шекспира «Гамлет». Автор — канд. искусств., народный артист Армении, писатель, драматург, режиссёр АРА АРУТЮНОВИЧ ЕРНДЖАКЯН.

Он окончил в 1974 г. факультет кибернетики ереванского Политеха, был капитаном институтской команды КВН, выступавшей в Москве; затем выучился на режиссёра в театрально-художественном институте. В 1982 г. основал Ереванский Камерный театр, став его бессменным худруком.

В своей статье автор отмечает, что у персонажей многих шекспировских пьес были реальные прототипы (он делает небольшой обзор) и их выяснение важно для более глубокого постижения творений Барда. Особенно интересен в этом отношении «Гамлет», где вопрос о прототипах давно исследуется. (Замечу, что этой теме я посвятил статью «Гамлет. Смена караула», опубликованную в журнале «Знание-сила» в 2012 г., и Ернджакян на неё ссылается.)

Автор не отстаивает какую-то определённую собственную версию об образе Горацио, но полагает, что этот персонаж имел свой прообраз, который нужно раскрыть. И он делает вывод, с которым мы полностью согласны: «…при наличии смелых и весьма качественно аргументированных версий [Гилилов, 2007; Литвинова, 2008] эта работа может быть продолжена, и на этом пути, несомненно, нас ждёт масса удивительных открытий».

<http://publishing-vak.ru/file/archive-culture-2017-2/8-erndzhakyan.pdf>