От наскальной — до компьютерной

В 80-х годах прошлого века родилось новое направление в изобразительном искусстве — были найдены методы создавать на компьютерах изображения, обладающие несомненной эстетической ценностью. В 1993 г. вышел перевод на русский книги немецких авторов Х.-О. Пайтгена и П.Х. Рихтера «КРАСОТА ФРАКТАЛОВ. Образы комплексных динамических систем» (М.: Мир, 1993) со множеством таких машинных картин, основанных на фрактальных алгоритмах (они тесно связаны с изучением детерминированного хаоса). Этот подход нашёл у нас своих последователей, и один из них — Петр Петрович Николаев.

Он в 1966 г. окончил физфак МГУ, специализировался в биофизике и занялся изучением механизмов зрения (точнее, восприятия цвета человеком) в лаборатории органов чувств Института проблем передачи информации (ИППИ). Сейчас он доктор наук, главный научный сотрудник ИППИ РАН. Николаев увлёкся фрактальными алгоритмами именно под влиянием указанной книги, и в первую очередь его привлекла возможность тонкой игры с цветом — понятно, что тут ему пригодился собственный профессиональный опыт.

НиколаевФракт

Мастерство компьютерного художника зиждется на его способности предвидеть, к чему приведёт та или иная подстройка параметров алгоритма. Многие сейчас творят в этой области, но обычно используют «доводку» — корректируют возникшие визуальные образы, используя графический редактор или другие средства, что нарушает их фрактальность. Напротив, все работы Николаева, в соответствии с его принципиальной позицией в этом вопросе, суть «чистые» фракталы (у него есть и опубликованные теоретические работы о разных аспектах подобной живописи).

Я в своё время заинтересовался его компьютерным творчеством и рассказал о нём в материале «Палитра и алгоритмы Петра Николаева», напечатанном в ХиЖ (1997, № 1): <П.Николаев>.

Кстати, на тему фракталов я написал ещё две статьи:

1. «Постижение хаоса» (1992, № 8) — о хаосе, итерациях простых функций, множестве Мандельброта: <ПостХаоса>;

2. «Гармония хаоса» (1994, № 4): <ГармХаоса> — о выставке в Политехническом музее работ немецких математиков, представивших свои машинные картины.

Оставить комментарий.