Нестрашные катастрофы Рене Тома

Французский математик Рене Том (1923—2002) начал свою карьеру в Страсбурге, продолжил в Принстоне, а затем вернулся на родину, где с 1964 г. работал в Институте высших научных исследований. За достижения в геометрии получил медаль Филдса в 1958 г. О нём ходила такая легенда: руководитель его диссертации жаловался, что не Картинки по запросу Рене Томможет заставить Рене дать строгие доказательства сформулированных им теорем, но один маститый коллега сказал ему: «Есть много людей в мире, которые смогут их доказать, коль скоро они сформулированы… а вот сформулировать их способен только ваш аспирант».
В конце 60-х — начале 70-х годов начал заниматься математической теорией катастроф («катастрофа» означает резкое, качественное изменение состояния объекта при плавном изменении параметров, от которых он зависит). Она нашла применения в различных областях физики, химии, экономики, однако появились и малосодержательные спекуляции вокруг этой теории  (о чём писал в своих популярных книжках о теории катастроф наш крупнейший специалист В.И. Арнольд).

Картинки по запросу МорфогенезВот и Том решил попытаться приложить свои математические результаты к сложнейшему биологическому явлению — онтогенезу (а также мышлению и развитию языка). Однако его абстрактный подход встретил прохладное отношение со стороны эмбриологов, да и не мудрено — вряд ли их могло вдохновить, например, такое его высказывание: «Основная проблема биологии является топологической, поскольку топология это как раз та математическая дисциплина, которая позволяет переходить от локального к глобальному. Радикализуя этот тезис, можно считать все биологические явления проявлениями некоторой геометрической сущности, которую можно было бы назвать жизненным полем».

В 2002 г. (в год смерти автора и через 30 лет после появления книги на языке оригинала) у нас вышел перевод трактата Тома «Структурная устойчивость и морфогенез» (М.: Логос «). Я рассказал о нём в статье «Теоретическая биология: научные мечтания», опубликованной в ХиЖ (2003, № 6): <РенеТом>.

Оставить комментарий.