Владимир Михайлович Волькенштейн (1883—1974) — известный отечественный драматург и теоретик драмы, но начинал он как поэт Серебряного века. Образование получил в Петербургском и Гейдельбергском университетах, с 1911-го по 1921 год работал в Московском художественном театре, был литературным секретарем Станиславского.
Автор монографии “Драматургия” (первое издание в 1923 г.), которая дополнялась и переиздавалась при жизни автора пять раз, став учебником для нескольких поколений студентов театральных вузов. Отец биофизика чл.-корра АН СССР Михаила Владимировича Волькенштейна (1912—1992).
Приведу фрагмент воспоминаний представителя княжеского рода Голицыных, а именно — Сергея Михайловича Голицына (1909 — 1989) из его книги «Записки уцелевшего» (Часть 1). Он был советским писателем, мемуаристом, инженером-топографом, военным строителем, участником ВОВ:
Владимир Михайлович Волькенштейн читал нам драматургию. Маленький, черноглазый, живой, он бегал перед первыми рядами скамей, вдруг хватал мел и набрасывал на доске замысловатые фигуры… По окончании курса пошёл я к нему экзаменоваться. До меня он томил страждущих студентов подолгу, они выходили от него как ошпаренные, а я выскочил через три минуты, победно размахивая зачётной книжкой.
— Кто любил Дездемону? — спросил меня Волькенштейн,
стращая своими черными глазищами.
— Отелло, — отвечал я.
— А ещё кто?
— Кассио.
— А ещё? Говорите, говорите быстрее.
Я немного замялся и кинулся, как с вышки в воду:
— Ещё Яго любил Дездемону.
— Да, и я тоже так думаю, хотя у Шекспира нет на то никаких доказательств. Дайте свою зачётную книжку.
# # #
В уходящем году я написал статью «Скрытый смысл трагедии «Отелло»» <Отелло-5-конв>. Понятно, что её нет в моей ранее вышедшей книге «Шекспир: лица и маски», которая сейчас ещё продаётся в некоторых интернет-магазинах <КупитьЛицаМаски>, а также в обычных магазинах, например в Доме книги на Арбате <АрбатЛицаМаски>, БиблиоГлобусе <МясницкаяЛицаМаски>.
Напомню её СОДЕРЖАНИЕ:
Вместо предисловия (рецензия на книгу И. Гилилова)
I. Шекспировы сонеты: загадка Посвящения
II. Гамлет. Смена караула
III. Шекспировская «Буря». Свистать всех наверх!
IV. Шекспир: лица и маски
V. Шекспир в «комнате смеха» Бена Джонсона
VI. Кто есть кто в пьесе Бена Джонсона «Всяк в своём нраве»
VII. Шекспир и другие в комедии Джонсона «Эписин»
VIII. Алхимия образов в пьесе Бена Джонсона «Алхимик»
IX. Лики Эрота. Заметки об отдельных сонетах Шекспира (18+)
X. «Кориэтовы нелепости» на русском
XI. Портретная рэтлендиана: факты и гипотезы
ПРИЛОЖЕНИЕ. Кто написал «Дон Кихота»?
ЛИТЕРАТУРА
Отзыв о книге можно прочитать в газете НГ-EXLIBRIS от 21 ноября: <Шулаков21нояб>